Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова

 

 

 

СИЛА И МЕТОДЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Учебно-методическая разработка

 

 

 

Нижний Новгород

2003

 

Печатается по решению редакционно–издательского совета ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова

УДК 796. 4 (075.8)

Сила и методы ее развития. Учебно-методическая разработка по атлетической гимнастике. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003.- 20 с.

 

Цель предложенного учебно-методической разработки – закрепить и развить знания и умения по атлетической гимнастике. Учебно-методическая разработка адресована студентам кафедры физического воспитания НГЛУ. Также она представляет интерес для всех занимающихся атлетической гимнастикой.

 

Составитель: Г.М. Акилова, ст. преподаватель кафедры валеологии

Рецензент: А.Н. Остапенко, доцент кафедры валеологии

 

© Издательство НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003

 

Содержание

Предисловие

  1. Сила как физическое качество человека.5 стр.

  2. Структура силовых способностей человека.6 стр.

  3. Средства развития силы.7 стр.

  4. Методы развития силовых способностей.8 стр.

  5. Особенности организации силовых тренировок подростков, девушек, женщин и пожилых людей.14 стр.

  6. Общие правила предупреждения травматизма при выполнении силовых упражнений.17 стр.

 

Предисловие

За последние десятилетия XX века кардинально изменились условия и сам процесс труда. Возрос темп жизни. Автоматизация производства, развитие транспорта, улучшение условий жизни привели к снижению двигательной активности большинства людей. Актуальной проблемой становится борьба с нервно-эмоциональными перенапряжениями, гиподинамией, возникающей из-за ограничения подвижности во многих видах профессиональной деятельности.

Как сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального и творческого долголетия?

Наиболее оправданный путь сохранения здоровья, гармонического развития личности, его подготовки к плодотворной трудовой и общественно-важной деятельности – регулярные занятия физической культурой и спортом, закаливание, т.е. здоровый образ жизни.

Сегодня вряд ли найдётся образованный человек, который отрицал бы важную роль физической культуры и спорта в современном обществе.

Наибольшее распространение среди молодёжи и трудящихся получили самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Эта форма занятий очень удобна, но для этого необходимо овладеть определённым минимумом знаний по теории и методике физической подготовки.

Развитие физических качеств имеет общие закономерности независимо от роли деятельности. Поэтому, при существовании двух сторон процесса физической подготовки – совершенствование двигательных навыков и развития двигательных качеств, в данной работе рассматривается лишь вторая его сторона. Критериями оценки моторной функции человека являются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость и гибкость. Каждому из этих качеств присущи свои структура и особенности. Эта работа посвящена двигательному качеству “сила”.

Для практического применения методики развития силы необходимо иметь хотя бы общее представление об основах её развития и совершенствования. Уяснив основы и механизмы развития силы, Вы всегда имеете больше шансов принять верное решение.

Предлагаемая работа “Сила и методы её развития” является методическим пособием. Весь материал представлен в шести главах и содержит подробно разработанные разделы методики развития силы.

Излагая своё понимание затронутых вопросов, буду рада, если эта методическая работа поможет Вам приобщиться к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развить важные двигательные качества, а также укрепить здоровье.


I. Сила как физическое качество человека

Любые движения человека – это результат согласованной деятельности центральной нервной системы и периферических отделов двигательного аппарата.

Активными элементами двигательного аппарата человека являются скелетные мышцы. Они образованны поперечно-полосатыми мышечными волокнами. Каждое мышечное волокно окружено прозрачной оболочкой, содержащей эластичные коллагеновые нити. Небольшие группы мышечных волокон заключаются в оболочку из соединительной ткани, а более крупные пучки мышечных волокон и мышца в целом окружены рыхлой соединительной тканью. Все соединительные мышечные структуры непрерывно связаны между собой и являются продолжением друг друга. Они образуют параллельный эластичный элемент мышцы.

В современной механике принято называть всякое действие одного материального тела на другое, в результате чего происходит изменение в состоянии покоя или движения тела.

Благодаря мышечной силе тело человека перемещается в пространстве. От изменения величины и направления приложения силы меняется скорость и характер движения. Определяя мышечную силу человека как физическое качество, можно говорить о способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений. Внешним сопротивлением может быть сила земного притяжения, равная весу спортсмена; реакция опоры при давлении на неё; сопротивление внешней среды при движении спортсмена; вес отягощений; сопротивление партнёра, упругой пружины или резины; сила инерции других тел.

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Существенным моментом, определяющем мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов и действий, человек может поднимать, опускать или удерживать тяжёлые грузы. Если, преодолевая сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие сопротивлению, могут удлиняться (например, удерживая тяжёлый груз). В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режим работы мышц называется динамическим.

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы важна не только величина её укорочения, но и скорость её укорочения (чем меньше нагрузка, тем больше скорость). Этот режим работы встречается в силовых упражнениях со штангой, гантелями, гирями и др. Величина силы в изотоническом режиме измеряется по ходу траектории движений, т.к. изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой или другим снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, т.к. мышечные усилия в начале работы придают снаряду ускорение и дальнейшая работа по ходу движения выполняется по инерции. Упражнения со штангой применяются, в основном, для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленном и среднем темпе.

Режим работы мышц, при котором задаётся не величина отягощения, а скорость перемещения звеньев тела, называется изокинетическим. Выполнение силовых упражнений с высокой скоростью движений применяется при развитии силы без значительного прироста мышечной массы, необходимости снижения жира, для развития скоростно-силовых качеств. Для этого применяются изокинетические тренажёры, где мышцы имеют возможность работы с оптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движений. Изокинетические тренажёры применяются пловцами, а также в общефизической подготовке.

Выполняя движения, человек часто применяет силу и без изменения длины мышц. Такой режим работы называется изометрическим или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. Для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным, потому что возбуждение нервных центров, испытывающих высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряжённые мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает.


ΙΙ. Структура силовых способностей человека

При характеристике силовых качеств человека, выделяют следующие их разновидности:

  1. Максимальная изометрическая (статическая) сила – показатель силы, проявляемой при удержании в течение определённого времени придельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц.

  2. Медленная динамическая (жимовая) сила, проявляемая во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.

  3. Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.

  4. “Взрывная сила” - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. При “взрывном” характере мышечных усилий развиваемые ускорения достигают максимально возможных величин.

  5. Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках или при преодолении препятствий, в рукопашном бою и т.д.

  6. Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе статическую выносливость.Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении профессиональной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления.Статическая выносливость – это способность поддерживать статические усилия и сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством.

В последнее время выделяют ещё одну силовую характеристику – способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.


III. Средства развития силы

Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

  1. Упражнения с внешним сопротивлением.

  2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.

  3. Изометрические упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:

1) Упражнения с тяжестями. С их помощью можно воздействовать не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц.

2) Упражнения с партнёром. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся.

3) Упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов и т.п.). Их преимущество заключается в небольшом собственном весе, малом объёме, простоте использования.

4) Упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (бег в гору, по песку, воде и т.п.).

Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке. Они подразделяются на:

1) Гимнастические силовые упражнения: подтягивание различным хватом на перекладине, отжимание на руках в упоре лёжа и др.

Гимнастические силовые упражнения являются отличным средством для укрепленияи развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины.

Изометрические упражнения способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц. Различаются упражнения в пассивном напряжении (удержание груза и т.п.) и упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5-10 сек. в определённой позе).

Использовать статические упражнения следует с большой осторожностью, сочетая их с динамическими упражнениями, а также следуя принципу систематичности и последовательности наращивания нагрузки. Необходимо учитывать мощность воздействия этих упражнений на нервную и сердечно-сосудистую системы. Сильное напряжение мышц сдавливает кровеносные сосуды и, как следствие, вызывает локальное нарушение кровотока.


IV. Методы развития силовых способностей

По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – менее 1/3 всех мышц.

Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами (см.табл.):


Метод максимальных усилий

Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными, максимальными, и сверхмаксимальными отягощениями и сопротивлениями. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям и проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Существует несколько приемов практической реализации метода:

1. Равномерный - упражнение выполняется с весом 90-95% от максимального : повторить 2 -3 раза в 2-4 похода с интервалами 2-5 минут.

2. “ Пирамида” - выполняется несколько подходов с увеличением отягощенияи сокращением количества повторений в каждом последующем подходе, например:

1) вес 85 % поднять 5 раз;

2) вес 90 % поднять 3 раза;

3) вес 95 % поднять 2 раза;

4) вес 97-100 % поднять 1 раз;

5) с весом более 100 % - попытаться выполнить 1 раз. Интервалы отдыха между подходами 2-4мин.

3. Максимальный – упражнение выполняется с максимально возможным в данный момент времени отягощением: 1 раз х 4-5 подходов с произвольным отдыхом.

Методы развития силы

Направленность методов развития силы

Содержание компонентов нагрузки

Вес отягощения,% от мах

Количество повторений упражнения

Количество подходов

Отдых, мин.

Скорость преодолевающих движений

Темп выполнения упражнения

Метод максимальных усилий

Преимущественное развитие максимальной силы

До 100 и более

1-3

2-5

2-5

Медленная

Произвольный

Развитие максимальной силы с незначительным приростом мышечной массы

90-95

5-6

2-5

2-5

Медленная

Произвольный

Метод повторных усилий

Одновременное увеличение силы и мышечной массы

85-90

5-6

3-6

2-3

Средняя

Средний

Преимущественное увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы

80-85

8-10

3-6

2-3

Средняя

Средний

Уменьшение жирового компонента массы тела с одновременным приростом максимальной силы

50-70

15-30

3-6

3-6

Средняя

Высокий до максимального

Совершенствование силовой выносливости и рельефа мышц

30-60

50-100

2-6

5-6

Высокая

Высокий

Метод предельных усилий (“до отказа”)

Совершенствование силовой выносливости (анаэробной производительности)

30-70

До “отказа”

2-4

5-10

Высокая

Субмаксимальный

Совершенствование силовой выносливости (гликолитической ёмкости)

20-60

До “отказа”

2-4

1-3

Высокая

Субмаксимальный

Метод динамических усилий

Совершенствование скорости отягощенных движений

15-35

1-3

До падения скорости

До восстановления

Максимальная

Высокий

“Ударный” метод развития силы

Совершенствование “взрывной” силы и реактивной способности двигательного аппарата

15-35

5-8

До падения мощности усилий

До восстановления

Максимальная

Произвольный



Метод повторных усилий

В качестве основного тренирующего фактора этого метода выступает количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом. В этом методе используются различные варианты построения тренировки. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может варьировать ( см. табл.)

Условные уровни интенсивности

Вес отягощения в % к max

Число возможных повторений в одном подходе (повторный максимум – ПМ)

1

Св.100

1

2

100

1

3

90

2-3

4

90

3-5

5

85

5-7

6

80

8-10

7

75

10-12

8

70

12-15

9

65

15-18

10

60

18-20

11

50

20-30

12

40

Св.30



Для его практической реализации применяют различные методические приемы: равномерный, суперсерий и комбинаций упражнений, круговой.

Отдельно выделяются методы развития “взрывной” и реактивной силы, динамической силы , работы до отказа.

Внутри метода “до отказа” можно применять различные приемы:

в каждом подходе выполнять упражнения до отказа, но количество подходов ограничивать;

в каждом подходе выполнять фиксированное количество повторений, а количество подходов- до отказа;

выполнять до отказа количество подходов и повторений.


Ударный метод

Применяется для развития амортизационной и взрывной силы различных мышечных групп. При тренировке мышц ног используются отталкивания после прыжка в глубину с дозированной высоты.

Оптмальная дозировка прыжковых ударных упражнений не должна превышать четырех серий по 10 прыжков в каждой для хорошо подготовленных людей , для менее пдготовленных – 1-3 серий по 6-8 прыжков.

Возможно применение ударного метода и для тренировки других групп мышц с отягощениями или весом собственного тела.

Выполняя упражнения с отягощениями ударным методом рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Применять их можно только после разминки тренируемых мышечных групп.

  2. Дозировка упражнений не должна превышать 5-8 повторений в одной серии.

  3. Величина ударного воздействия определяется весом груза и величиной рабочей амплитуды движений.

  4. Исходная поза выбирается с учетом соответствия положению, при котором развивается рабочее усилие в тренируемом упражнении.


Методы развития “взрывной” силы и реактивной способности мышц

Для развития “взрывной” силы мышц и реактивной способности нервно-мышечного аппарата применяется как весь арсенал средств силовой подготовки,так и в комплексе:

  1. упражнения с отягощениями

  2. прыжковые упражнения

  3. упржнения с ударным режимом работы мышц

  4. изометрические упражнения.

В упражнениях с отягощениями в основном используется метод повторных усилий. Вместе с тем, возможно применение и метода максимальных усилий, когда в условиях профессионально-прикладной или спортивной деятельности приходится преодолевать значительные внешние сопротивления.

Прыжковые упражнения с успехом применяются для развития “взрывной” силы мышц ног(прыгучести) и выполняются с однократными или многократными отталкиваниями с максимальными усилиями.

Наиболее часто в тренировке используют комплексные программы с применением широкого диапазона средств и методов совершенствования “взрывной” силы.


Метод развития динамической (скоростной) силы

Скоростная сила проявляется при быстрых движениях против относительно небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжки с высоты, прыжковые упражнения и комплексы перечисленных тренировочных средств.

Отягощения используются как для локального развития мышечных групп, так и при совершенствовании целостной структуры спортивных упражнений или профессиональных действий. При этом используется два диапазона отягощений:

  1. с весом 30% от максимума

  2. с весом 30-70% от максимума.

Упражнения с отягощениями при развитии динамической силы применяются повторно в различных вариациях.

Прыжковые упражнения в любых вариациях должны выполняться с установкой на быстроту отталкивания, а не на его мощность.

Наибольший прирост в развитии скоростной силы дают упражнения на тренажерах с изокинетическим режимом работы мышц.


Методы развития силовой выносливости

Силовая выносливость – способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия – одно из наиболее значимых в профессионально-прикладной физической подготовке и спорте двигательных качеств.

Силовая выносливость является сложным, комплексным физическим качеством.

Процесс развития силовой выносливости тесно связан с развитием вегетативных функций организма. Поскольку развитие вегетативных функций происходит значительно медленнее, чем двигательных, непосредственному процессу развития силовой выносливости должен предшествовать большой объем работы, направленный преимущественно на развитие вегетативных функций.

Развитие силовой выносливости должно вестись комплексно, на основе параллельного совершенствования вегетативных систем и силовых способностей.

Для развития силовой выносливости характерны следующие методы: повторный, интервальный, переменный, “до отказа”, круговой и др.

Основным методом развития силовой выносливости является метод повторных усилий с реализацией различных методических приемов. Однако, сложность развития этого двигательного качества заключается еще и в возможном отрицательном взаимодействии эффектов тренировочных упражнений.

Повышение эффективности тренировочных нагрузок связано с аналитическим подходом к их применению т.е. с использованием на одном занятии упражнений и комплексов, имеющих избирательное, направленное воздействие на ведущие факторы.


Изометрический метод

Изометрический метод характеризуется кратковременным напряжением мышц без изменения их длины. Выполняемые этим методом упражнения рекомендуется применять как дополнительные средства развития силы.

Напряжение мышц надо увеличивать плавно до максимального или заданного, и удерживать его в течение нескольких секунд. В зависимости от развиваемого усилия (см.табл.)

Развиваемое усилие, %

40-50

60-70

80-90

100

Время напряжения,сек.

10-15

6-10

4-6

2-3

Целесообразно выполнять изометрические напряжения в положениях и позах, адекватных моменту проявления максимального усилия в тренируемом упражнении. Эффективно сочетание изометрических напряжений с упражнениями на растягивание и расслабление.

 

V. Особенности организации силовых тренировок подростков, девушек, женщин и пожилых людей

Правильно организованные занятия по развитию силы благотворно влияют на здоровье и физическое развитие не только взрослых мужчин, но и подростков, девушек, женщин и пожилых людей. Мифы о вреде силовых упражнений для них совершенно не обоснованы – вред может быть нанесен только чрезмерными, неправильно спланированными нагрузками. Экспериментальными исследованиями установлено, что даже шестилетние дети, занимаясь тяжелоатлетическими упражнениями, прогрессируют в своем развитии, спортивном мастерстве и не имеют отклонений в состоянии здоровья при рационально построенном тренировочном процессе. Вместе с тем, необходимо учитывать возрастные и половые особенности организма людей, занимающихся силовыми упражнениями для укрепления здоровья и профессионально-прикладной подготовки.

Даже, если подростки и девушки внешне походят на взрослых, вполне сложившихся людей, это не означает, что они способны выполнить такие же силовые нагрузки, как и взрослые люди.

В период 12-16 лет происходит интенсивное развитие организма подростков и девушек. Это проявляется в быстром росте тела и укреплении опорно-двигательного аппарата, наращивании мышечной массы, изменениях эндокринной и нервной систем, половом созревании. В этот период возможности сердечно-сосудистой системы не всегда “поспевают” за интенсивным развитием других систем организма, и чрезмерные нагрузки могут привести к преждевременной остановке роста и развития.

Главным стимулятором роста мышц и увеличения силы является тестостерон – мужской половой гормон. В подростковом возрасте во время полового созревания секреция гормонов значительно усиливается. Поэтому уже в возрасте 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у подростков появляются благоприятные условия для развития силы. Этот период продолжается примерно до 30 лет и более. Ограничения касаются больших отягощений, которые могут привести к образованию паховых грыж и нарушениям в развитии позвоночника. Противопоказаны также упражнения с сильным натуживанием. Развитие силы желательно проводить или без отягощения, или с отягощением в 50-60% от максимальной силы подростков и девушек под контролем врача. Цель силовой тренировки в этом возрастном периоде – формирование мощного мышечного корсета, защищающего и поддерживающего туловище и внутренние органы, создание базы для дальнейших силовых нагрузок. Силовые упражнения ни в коем случае не должны быть ориентированы на развитие максимальной или скоростной силы. Углубленным занятиям силовыми упражнениями должна предшествовать общефизическая подготовка.

В последние годы все большее число женщин целенаправленно занимается силовыми упражнениями, причем не только для повышения профессиональной работоспособности, но и для улучшения своего физического развития, коррекции фигуры. Абсолютные физические показатели у женщин намного ниже, чем у мужчин.

Особенности силовой тренировки женщин связаны с физиологическими особенностями их организма, объективными различиями между мужчинами и женщинами:

женщины в среднем меньше и легче мужчин;

гормональная структура женского организма ограничивает рост мышечной массы;

доля мышц в общей массе тела у женщин значительно меньше и составляет всего 30-35% по сравнению с 40-47% у мужчин;

центр масс тела у женщин находится ниже, чем у мужчин в связи с особенностями телосложения – у женщин более длинное туловище и более короткие ноги;

женщины в силу более быстрого созревания их организма, на 2-4 года быстрее мужчин достигают своих физических, в том числе и силовых кондиций;

для женщин характерным является увеличение жировых отложений на бедрах и ягодицах, у мужчин – на животе;

женщины, в среднем, обладают большей гибкостью по сравнению с мужчинами;

женщины имеют более высокий болевой порог( т.е. они более терпеливы), чем мужчины.

Научные исследования и практический опыт показывают. Что силовая тренировка, при учете физиологических особенностей организма, способствует улучшению здоровья, укрепляет мышцы и связки тазового дна, улучшает фигуру.

Значительно хуже переносит большие силовые нагрузки опорно-связочный аппарат женщин. При тренировках им следует избегать работы с предельными и близкими к ним отягощениями. Предпочтение следует отдавать упражнениям, не “перегружающим” позвоночник, т.е. выполняемым в положении сидя или лежа. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости. Поэтому, в тренировках широко применяются методы развития силовой выносливости : они связаны с небольшими отягощениями, быстро снижают жировой компонент массы тела, способствуют решению задач эстетической коррекции телосложения.

Для эффективного решения таких задач, женщинам, как и мужчинам, необходимо уделять повышенное внимание развитию аэробной выносливости, гибкости и координации движений.

В настоящее время широкое распространение у женщин получили занятия силовыми упражнениями в форме ритмической гимнастики и шейпинга.

Пожилым людям не рекомендуется увлекаться большими отягощениями и высокими объемами нагрузки. Занятия физической культурой в этом возрасте должны быть комплексными, т.е. включать, кроме силовых упражнений, также и упражнения на аэробную выносливость, гибкость и координацию, с приоритетом упражнений на общую и силовую выносливость. Силовые упражнения лучше всего, как и женщинам, выполнять в положении сидя и лежа, чтобы не перегружать позвоночник.


Основные правила для организации силовой тренировки подростков, девушек, женщин и пожилых людей.

  1. Занимаясь силовыми упражнениями, строго соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса.

  2. Общефизическая подготовка – основа успехов в развитии силы.Поэтому. включайте в тренировку упражнения для развития выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений. Спортивные и подвижные игры.

  3. Тренировки не должны быть монотонными.

  4. До 16 лет не выполняйте силовые упражнения с максимальными весами. Применяйте более легкие отягощения с возможностью выполнить каждое тренировочное упражнение по 10-15 раз.

  5. Уделяйте внимание укреплению мышц брюшного пресса и спины.

  6. Предупреждайте травмы – они являются следствием неправильной тренировки.

  7. Не выполняйте глубоких приседаний с большими отягощениями и прыжки в глубину, становые тяги штанги, жимы тяжелой штанги в положении стоя. При выполнении упражнений со штангой следите, чтобы спина была выпрямлена.

  8. Не увлекайтесь упражнениями с эксцентрическим режимом работы.

  9. Прекращайте тренировку при возникновении болей.

  10. Регулярно проходите осмотр у врача.

 

VI. Общие правила предупреждения травматизма при выплнении силовых упражнений

Перед каждой тренировкой сначала сделайте общую разминку. Специальную разминку проводите перед упражнениями с предельными весами и после отдыха.

Соблюдайте в зале порядок и меры безопасности.

Перед каждой тренировкой необходимо тщательно проверить исправность тренажеров, устройств и снарядов.

Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.

Применяйте правильную технику движений. Избегайте натуживаний. При выполнении упражнений с тяжелой штангой следите за положением спины: она должна быть выпрямленной, чтобы не получить травмы позвоночника.

При работе с предельными и большими весами не забывайте о страховке. Силовые нагрузки увеличивайте постепенно.

Исключайте из тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. Обязательно выясните у специалиста причины их возникновения. Боль – сигнал, предупреждающий о возможности получения серьезной травмы.

Во время интенсивных тренировок в мышцах и связках могут возникнуть различные болевые ощущения: во время непосредственного выполнения упражнения, после тренировки и через определенный промежуток времени. Если боль возникла во время выполнения упражнения, то наиболее вероятными причинами могут быть недостаточная разминка или неадекватная величина отягощения, приводящие к микротравмам мышц и связок. В этом случае необходимо прекратить тренировку, осторожно провести дополнительную разминку и изменить программу тренировки. Боль может возникнуть по окончании тренировки. Это так называемые физиологические боли, свидетельствующие о происходящих в мышцах изменениях. Они могут быть связаны с накоплением большого количества молочной кислоты, с изменением внутримышечного осмотического давления, способствующего задержанию в мышцах межклеточной жидкости, богатой питательными веществами. После отдыха и выполнения простейших восстановительных мероприятий такие боли исчезают. У слабоподготовленных людей боли могут возникнуть через 12-14 часов после окончания тренировки. Они не опасны для здоровья, но свидетельствуют о неподготовленности организма к применяемым нагрузкам. Поэтому, после длительных перерывов в тренировках, не форсируйте объем и интенсивность работы, а повышайте их постепенно.

 

Библиографический список:

  1. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: Ф и С. 1970

  2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: Ф и С. 1971

  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания.М.: Ф и С. 1976

  4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.:Ф и С. 1977

  5. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Ленинград: Медицина. 1991

  6. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Ф и С. 1980

  7. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина. 1979

 

 

 

Сила и методы ее развития

Учебно-методическая разработка

 

Составитель: ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА АКИЛОВА