Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова
Кафедра философии и теории
социальной коммуникации
СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Нижний Новгород
2008
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ
Социология: Учебно-методический комплекс / Сост. Н.Н. Васина, М.В. Федорова, И.И. Снегарев. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008. - 20 с.
Учебно-методические материалы по курсу “Социология” предназначены для студентов II и III курсов очной формы обучения и включают цели и задачи курса, тематический план, программное содержание, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, перечень основной и дополнительной литературы по курсу, а также вопросы к зачету (экзамену).
Составители:
Н.Н. Васина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ;
М.В. Федорова, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ;
И.И. Снегарев, ст. преподаватель кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
Ответственный за выпуск Е.П. Савруцкая, докт. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
Рецензент О.Л. Краева, докт. филос. наук, профессор кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
© Издательство ГОУ ВПО НГЛУ, 2008.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
- Изложить основные социологические теории, определить общее и различия в теоретических подходах к пониманию природы общества и социальных закономерностей общественной жизни.
- Рассмотреть основные типы социальных систем, их место и роль в социальной интеграции и развитии общества.
- Раскрыть механизмы социальной детерминации поведения человека, социальные причины девиации и активности человека.
- Проанализировать сущность социальных процессов и основные тенденции социальных изменений в современном мире.
- Сформировать навыки социологического анализа, помогающего понимать социальные процессы и определять свою роль в их дальнейшей трансформации.
- Ознакомить студентов с основами конкретного социологического исследования, научить пользоваться его методологией и техникой в организации и проведении массовых опросов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Всего часов |
Из них |
|||
Ауд. |
В том числе |
С/р |
||||
раб. |
Лекц. |
Сем. |
||||
1. |
Социология как наука |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
2. |
История становления и развития социологии |
16 |
8 |
8 |
8 |
|
3. |
Общество как социокультурная система |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4. |
Культура как регулятор социального взаимодействия и социальных отношений |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
5. |
Социальные институты. Социальные организации |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
6. |
Социальные общности и социальные группы |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
7. |
Социальная стратификация и социальная мобильность |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
8. |
Личность как социальный тип |
2 |
1 |
|
1 |
1 |
9. |
Личность как деятельный субъект |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
10. |
Социальный контроль и девиация |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
11. |
Социальные изменения |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
12. |
Методология социологического исследования |
14 |
6 |
2 |
4 |
8 |
ИТОГО: |
82 |
40 |
20 |
20 |
42 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Социология как наука
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социально-исторические условия возникновения социологии. Социо-логический проект О.Конта. Социологические идеи Г. Спенсера.
Объект и предмет социологии. Специфика социологического подхода к изучению социальных явлений. Научная методология в контексте социологи-ческого знания. Критерии научности в социологии, трудности в их определении. Соотношение научности и объективности. Проблема обоснования научного статуса социологии.
Место социологии в структуре социогуманитарного знания: социология и философия, социология и история, социология и психология, социология и политология, социология и экономическая наука.
Структура социологического знания: методы, уровни и функции социоло-гического знания, типы социологических теорий. Роль социологии в обществе.
Тема 2. История становления и развития социологии
Классический этап развития социологии: особенности, направления представители. Неклассическая социология: основные проблемы, особенности, школы, представители. Западноевропейская и американская традиции в развитии социологии. Современные социологические теории.
Русская социологическая мысль, ее место в развитии социологии.
Современное состояние социологии в России.
Тема 3. Общество как социокультурная система
Специфика общественной жизни, понятие социального. Социокуль-турный подход к пониманию общества, его основные принципы. Сущность социального взаимодействия, его содержание и роль в интеграции общественных явлений. Социальное действие и взаимодействие как базовые компоненты социокультурной системы. Виды и функции социального действия. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Роль культуры в интеграции общества. Понятия статуса и роли. Социальная система и ее структура. Типы социальных систем. Социальная система и система культуры как две взаимосвязанные стороны общественной жизни. Социокультурный анализ российского общества.
Тема 4. Культура как регулятор социального взаимодействия и социальных отношений
Понятие культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Функции культуры. Структура культуры: ее основные элементы. Культура как ценностно-нормативное образование. Роль ценностей в общественной жизни. Виды и уровни ценностей культуры. Нормативная регуляция поведения. Социальная норма, ее природа и признаки. Институционализи-рованный и неинституционализированный уровни регуляции поведения, особенности действия неинституционализированных социальных норм. Особая роль языка в системе культуры. Средства массовой информации в современном обществе, специфика их социокультурных функций. Культуры и субкультуры в обществе. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Многообразие культур; этноцентризм и культурный релятивизм. Проблема глобализации современной культуры.
Тема 5. Социальные институты. Социальные организации
Понятие, структура, функции социальных институтов. Разновидности социальных институтов, их взаимосвязь. Гражданское общество и его основные институты. Общественное мнение в структуре гражданского общества.
Роль организации в современном обществе. Понятие и структура организации. Формальная организация, ее качества как ресурса эффективности. Структура формальной организации и ее функционирование. Границы эффективности формализации. Формальная и неформальная организации. Причины и условия возникновения неформальной структуры. Типология организаций. Феномен бюрократии в современном обществе. Управление, его структура и функции.
Социальные движения.
Тема 6. Социальные общности и социальные группы
Социальные общности, их разновидности и признаки, особенности влияния на общественные процессы. Типы и виды общностей. Структурные и массовые общности. Факторы, образующие общности. Общность и личность.
Понятие социальной группы. Основные группообразующие факторы. Проблема численности групп: большие и малые группы. Первичные и вторичные группы, их роль в жизни общества. Референтные группы. Структура групп и способы коммуникации в группе. Проблема социальной идентификации. Групповая динамика. Понятие коллектива, малые группы и коллективы.
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
Социальное неравенство и социальная стратификация. Основания социальной стратификации. Основные понятия стратификационного анализа: социальный класс, социальный слой, социальная группа. Многомерная модель социальной стратификации: индекс социальной позиции. Функции стратификации в обществе. Социальная мобильность, ее виды. Каналы социальной мобильности и закономерности ее осуществления. Тенденции изменения социальной стратификации в России.
Тема 8. Личность как социальный тип
Понятие личности в социологии: макросоциологический и микро-социологический подходы. Социальная структура и типы личности. Статусно-ролевые концепции личности. Социализация личности, ее основные этапы и институты. Непрерывность процесса социализации. Понятие “ресоциализации”. Взаимосвязь макро- и микросреды в процессе социализации. Проблема социальной идентификации личности.
Тема 9. Личность как деятельный субъект
Социально-культурная обусловленность поведения личности. Типы социального поведения. Конформизм и нонконформизм: сущность, причины и условия возникновения. Социальная активность личности; механизмы ее формирования. Понятие ценностной ориентации личности, ее роль в регуляции поведения личности. Концепция диспозиционной регуляции поведения. Инновационное поведение.
Тема 10. Социальный контроль и девиация
Девиантное поведение, виды социальных отклонений, их причины. Аномия как социальное явление. Творчество как форма положительного девиантного поведения.
Понятие социального контроля. Его форма, функции и структура. Механизмы социального контроля. Саморегуляция личности.
Тема 11. Социальные изменения
Понятие и основные парадигмы социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. Социальные изменения и социальное развитие, критерии социального развития. Концепция социального прогресса. Современ-ное общество: исторические границы, экономические и социально-культурные основы, характерные черты, стадии развития. Будущее общество в моделях социологии. Понятие глобализации, ее всесторонний характер. Мировая система и процессы глобализации. Противоречия и основные сценарии глобализации.
Место России в мировом сообществе. Особенности современного этапа развития России. Направленность и содержание преобразовательных процессов в российском обществе. Проблемы развития России в контексте теории модернизации: модели и противоречия модернизации, условия успеха модернизации российского общества.
Тема 12. Методология социологического исследования
Место конкретных социологических исследований в структуре социологического знания. Организация и программа социологического исследования. Основные теоретические процедуры и исследовательские стратегии. Выборка в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода и способы формирования выборочной совокупности. Методы сбора социальной информации: массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент. Анкетирование как разновидность массового опроса. Структура анкеты. Основные типы задаваемых вопросов и способы проверки качества анкеты. Особенности поведения респондентов. Ошибки анкетирования. Обработка и анализ социологической информации. Обобщение и представление результатов конкретного социологического исследования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте определение социологии.
Когда появилась социология как самостоятельная наука?
Кто из мыслителей первым стал использовать термин “социология” для обозначения проекта несуществующей науки?
Какие понятия введены в социологию Г. Спенсером?
Какой видели будущую социологию ее “отцы-основатели”? Чем, с их точки зрения, она должна отличаться от других форм социального знания?
Как менялись в истории науки представления о научности и ее крите-риях, и каковы в соответствии с этим основные этапы развития социологии?
Покажите различия в концепциях социологического реализма и социологического номинализма. Распределите следующие социологические теории в соответствии с данными принципами: социология О.Конта, социология Г.Спенсера, социология М.Вебера, социология Э.Дюркгейма.
Какова структура социологии? Кто ввел в социологию понятие “теории среднего радиуса действия”?
Охарактеризуйте функции социологии.
Назовите крупнейших социологов XIX – первой половины XX века.
Укажите основное направление русской дореволюционной социо-логии и ее особенности.
Назовите автора следующего высказывания: “…Социальные факты должны рассматриваться как вещи”.
Назовите автора следующего высказывания: “Целерационально действует тот, кто ориентирует свое действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу”.
Какие из перечисленных ниже теорий относятся к теориям макро-уровня, а какие к микротеориям: структурно-функциональная школа, этномето-дология, теория обмена, марксистская теория, символический интеракционализм?
Дайте определения следующих понятий: “социальная общность”, “социальный институт”, “социальная организация”, “социальная группа”.
Охарактеризуйте основные типологии общества: “гемайншафт” и “гезельшафт” (Ф.Тённис), традиционное и индустриальное общество (М.Вебер), механическая и органическая солидарность (Э.Дюркгейм), индустриальное и постиндустриальное общество (Д.Белл).
Раскройте сущность понятия “общества” в социологии.
Какие типы современных обществ Вам известны?
Дайте определения понятий “гражданское общество” и “открытое общество”.
Что такое “социальная стратификация” и “социальная мобильность”?
Какие формы социальной стратификации и социальной мобиль-ности выделяет П. Сорокин? (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 295-424).
“Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации”. Кому из социологов принадлежит данное определение социальной стратификации?
Какие основания социального неравенства выделяют К. Маркс и М. Вебер?
Какие классы представляют собой социальную стратификацию современного западного общества?
Изложите основные идеи Э. Гидденса о структуре современного общества (Гидденс Э. Социология. М.,1999. Ч. III. Гл. 7).
Дайте определения класса, страты, касты, сословия. В чем разница между ними?
Что такое средний класс? Какова его роль в обществе?
Какое место занимает средний класс в социальной структуре современного российского общества?
Всегда ли общество “социально мобильно”?
Конформизм и нонконформизм – что это такое и какова природа этих социальных явлений?
Что такое “статус”? Покажите разницу между “социальным” и “личным” статусом.
Дайте определение понятия “социальная роль”.
Дайте определения понятий “социальное взаимодействие” и “социальный контроль”.
Что такое аномия и девиация?
Кто из социологов стал первым изучать такое социальное явление как аномия? Какое дальнейшее развитие получила теория аномии?
Изложите основные подходы к пониманию девиантного поведения.
Раскройте смысл понятия “социальные изменения” и охаракте-ризуйте основные парадигмы социальных изменений.
Каковы основные сценарии глобализации?
В чем суть теории модернизации? Каковы возможности развития России в контексте теории модернизации?
Что такое социологическое исследование?
Любой ли массовый опрос может быть назван социологическим ис-следованием? Обоснуйте свой ответ.
Дайте эмпирическую интерпретацию следующим понятиям: “рейтинг СМИ”, “имидж фирмы”, “престиж профессии”, “стабильность семьи”.
Какие существуют типы социологических вопросов?
Какие ошибки содержатся в следующих вопросах?
а) Насколько регулярно Вы читаете прессу?
Ежедневно
Несистематически
От случая к случаю
Не читаю, нет времени
б) Какие нормы поведения Вам случалось нарушать?
Религиозные заповеди
Стандарты традиций
Формулы этикета
Правила порядочности
Основные каноны морали
Статьи закона
Положения уставов
Принципы человечности, гуманизма
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Основная литература
Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002.
Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004.
Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
Кравченко А.И. Общая социология: Уч. СПб., 2005.
Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002.
Социология: Основы общей теории: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Ю.Мягкова. М., 2006.
Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002.
Дополнительная литература
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Капитонов Э.А. Социология ХХ века: Уч. пос. для вузов. Ростов-на-Дону, 1996.
Комаров М.С. Введение в социологию: Уч. для вузов. М., 1994.
Маркович Д.Ж. Общая социология: Уч. для вузов. М., 1998.
Основы прикладной социологии: Уч. для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996.
Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.
Социология: Курс лекций. Уч. пос. для вузов / Ю.Г.Волков, В.Н.Нечи-пуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. М., Ростов-на-Дону, 1999.
Социология: Уч. для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002.
Социология: Хрестоматия / Сост. О.Н. Козлова и др. Самара, 1993.
Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс. М., 1998.
Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Уч. пос. М., 2003.
Харчева В.Г. Основы социологии: Уч. М.,1997.
Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Общество как социокультурная система – 2 часа
Специфика общественной жизни, понятие социального.
Сущность социального взаимодействия, социальное взаимодействие и социальные отношения. Понятия статуса и роли.
Роль культуры в интеграции общества. Понятия ценности и нормы.
Социальная система, ее структура и функции. Типы социальных систем.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл.14.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004. Гл. 10.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И Общая социология: Уч. пос. для вузов. М., 2001. Гл. 3, §1-3. Гл. 6, §8-10.
- Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002. Гл. III. Разд. II. Разд. VIII.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002. Гл. 7,8.
Дополнительная литература
- Бороноев А.О. О понятиях “общество” и “социальное” // Социологи-ческие исследования (Далее: Социс). 2003. № 8.
- Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социс. 2000. № 7.
- Мнацаканян М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность // Социс. 2003. № 2.
- Морозов Е.И. Теория социальных систем: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета (Далее: ВМУ). Сер. Социология и политология. 1996. №2.
- Плотинский. Модели социальных систем // ВМУ. Сер. Социология и политология. 2000. №4.
- Поливаева Н.П. Тип общества и политическое сознание // ВМУ. Сер. Социология и политология. 2002. № 2.
- Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. Гл. 4,5.
- Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии // Социс. 2007. № 6.
- Харчева В.Г. Основы социологии. М., 1997. Гл. 5.2, 5.7.
- Шматко Н.А. Плюрализация социального порядка и социальная топология // Социс. 2001. № 9.
- Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс. 2001. № 9.
Семинар 2. Культура как регулятор социального взаимодействия и социальных отношений – 2 часа
Понятие культуры, специфика социологического подхода к пониманию культуры. Основные элементы культуры.
Культура как ценностно-нормативное образование
Особая роль языка в системе культуры.
Средства массовой информации в современном обществе, специфика их социокультурных функций.
Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Многообразие культур и проблема глобализации культуры.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл. 23.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004. Гл. 11.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч. пос. для вузов. М.,2001. Гл. 10,11.
- Общая социология: Уч.пос. / Под общ. ред. А.Г.Эфендиева. М.,2002. Разд.VI.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002. Гл. 3.
Дополнительная литература
- Добрынина Е.И. Умом Европу не принять // Российская газета – Федеральный выпуск № 4604 от 5 марта 2008 г. // http://www.rg.ru/2008/03/05/a213106.html
- Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность (Далее: ОНС). 2001. № 2.
- Воронин Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия // Социс. 2000. № 9.
- Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социс. 2003. № 8.
- Гольц Г.А. Культура и экономика: поиски взаимосвязей // ОНС. 2000. №1.
- Земсков В.Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики // ОНС. 2003. №2.
- Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социс. 2003. № 10.
- Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // ОНС. 1999. №5.
- Массовая коммуникация в формировании современного социокультур-ного пространства (“круглый стол”) // Социс. 2000. №7.
- Моисеева И. А. Глобализация и “русский вопрос” // Социс. 2003. № 6.
- Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) // Социс. 2000. № 6.
- Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. 2006. № 9.
- Решетников С.Ю. Теория культуры // ОНС. 2007. № 2.
- Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. Гл. 2.
- Ценностные ориентации молодежи. Итоги социологического исследо-вания. Н.Новгород, 2007.
- Чик Г. Единицы культуры // ОНС. 2000. № 2.
Семинар 3. Социальные институты. Социальные организации – 2 часа
Понятие, структура и функции социальных институтов.
Виды социальных институтов и их взаимосвязь.
Гражданское общество и его основные институты. Общественное мнение в структуре гражданского общества.
Понятие и структура организации. Роль организации в современном обществе.
Управление и его функции.
Феномен бюрократии.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл. 18, 19.
- Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч. III. Гл. 9.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004. Гл. 16–22.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч. пос. для вузов. М.,2001. Гл.3, §1.
- Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002. Разд. VI. Разд. X. Разд. XXV.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002. Гл. 9, 12.
Дополнительная литература
- Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Гражданское общество в контексте синер-гетического подхода // ОНС. 1999. №3.
- Бурнышев К.В., Донова И.В. Управление инновациями на предприятии: новые контексты и старые проблемы// Социс. 2007. №5.
- Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классифи-кация // Социс. 2003. № 10.
- Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социс. 2001. № 2.
- Клейнер Г.Б. Homo economicus и Homo institutius в российской институциональной среде // ОНС. 2003. № 3.
- Мамут Л.С. Гражданское общество и государство // ОНС. 2002. № 5.
- Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социо-логии // ВМУ. Сер. Социология и политология. 2001. №3.
- Оссовский В.Л. Проблемы идентификации общественного мнения // Социс. 1999. № 10.
- Попов Э.А. Институциализация российской демократии // Социс. 2001. №5.
- Пригожин А.И. Реформы спотыкаются о менеджмент // ОНС. 2001. №4.
- Пригожин А.И. Цели организаций: стереотипы и проблемы // ОНС. 2001. № 2.
- Ро О.С. Передовые технологии коммуникации и организация // Социс. 2001. № 3.
- Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. Гл. 5. С.79-83.
- Смольков В.Г. Бюрократия и бюрократизм // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3.
- Соломатова С.Н. Ценностные ориентации россиян в процессе формирования гражданского общества в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6.
- Тамбовцев В.А. Государство как инициатор развития гражданского общества // ОНС. 2007. № 2.
- Щербина В.В. Социолого-диагностические технологии в управлении: теоретико-методологические аспекты развития и применения // Социс. 2007. №3.
- Яхонтова Е.С. Доверие в управлении персоналом. Зарубежные подходы и отечественный опыт оценки // Социс. 2004. № 9.
Семинар 4. Социальные общности и группы – 2 часа
Социальные общности и их виды. Общность и личность.
Понятие социальной группы. Основные группообразующие факторы.
Структура группы и способы коммуникации в группе.
Виды социальных групп.
Групповая динамика. Понятие коллектива.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл. 15. С.175-182.
- Зборовский Г.Е. Общая социология: Уч. М., 2004. Гл. 9, 15.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч. пос. для вузов. М., 2001. Гл. 5.
- Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002. Разд V.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002. Гл.10.,11.
- Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002.
Дополнительная литература
- Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении “своих” и “чужих” // Социс. 2000. № 12.
- Климова С.Г. Критерии определения групп “Мы” и “Они” // Социс. 2002. № 6.
- Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту “кто я” // Социс. 1998. № 10.
- Миллз Т.М. О социологии малых групп / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
- Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе // Социс. 1999. № 7.
- Шкаратан О.И., Сергеев Н.В. Реальные группы и эмпирический расчет // ОНС. 2000. № 5.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 17-20.
Семинар 5. Социальная стратификация и социальная мобильность - 2 часа
Социальное неравенство и социальная стратификация. Виды социальной стратификации. Социальные критерии социальной стратификации.
Социальная мобильность, ее виды, каналы и закономерности осуществления.
Тенденции изменения социальной структуры в России.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл. 15. С.182-197.
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5.
- Гидденс Э. Социология. М.,1999. Ч. III. Гл.7.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004. Гл. 14.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч. пос. для вузов. М., 2001. Гл. 4.
- Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002. Разд. IX, гл. XXIII, XXIV.
- Сорокин П.Я. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.295-424.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002. Гл.13.,17.
Дополнительная литература
- Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // Социс. 2006. № 7.
- Балабанова Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе // Социс. 1999. № 12.
- Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления // Социс. 2003. № 7.
- Батуренко С.А. Исследования социальной стратификации современ-ного российского общества: методологические подходы, критерии, профили и динамика социальной трансформации // ВМУ. Сер. Социология и полито-логия. 2007. № 3.
- Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // Социс. 2003. № 1.
- Горюнова С.Р. Средние слои и “средний класс” в современном российском обществе // ОНС. 2006. № 4.
- Еляков А.Д. Информационный тип социального неравенства // Социс. 2004. № 8.
- Ефимов Ю.Г. Миграция и политический процесс: проблема соотношения // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 3.
- Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // ОНС. 2004. № 5-6.
- Иноземцев В.Л. “Класс интеллектуалов” в постиндустриальном обществе // Социс. 2000. № 6.
- Крыштановская О.В. Бывшие тенденции нисходящей мобильности российской элиты // ОНС. 2003. № 5-6.
- Левада Ю.А. Элитарные структуры в советской и постсоветской ситуации // ОНС. 2007. №6.
- Михайленок О.М. Понятие среднего класса в современной социально-политической науке // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1.
- Осинский И.И., Хабаева И.М., Балдаева И.Б. Бездомные – социальное дно общества // Социс. 2003. № 1.
- Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. 2004. № 12.
- Тихонова Н.Е. Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения // Социс. 2004. № 3.
- Черныш М.Ф. Новая социальная группа – “информационные работ-ники” // Социс. 2002. № 11.
- Шкаратан О.И., Инасевский С.А. Новый средний класс на Западе // ОНС. 2007. № 4.
- Шурупова А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов // Социс. 2006. № 6.
- Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт нализа зарубежной литературы) // Социс. 2006. № 7.
Семинар 6. Личность как социальный тип. Личность как деятельный субъект - 2 часа
Понятие личности в социологии: макросоциологический и микро-социологический подходы.
Социальная структура и типы личности.
Статусно-ролевые концепции личности.
Социализация личности.
Теории межличностного взаимодействия.
Проблема социальной идентификации личности.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл. 20-21.
- Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч.II. Гл. 3.
- Зборовский Г.Е.Общая социология:Уч. М., 2004. Гл. 23-27.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч. пос. для вузов. М., 2001. Гл. § 7.
- Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002. Разд VII.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002. Гл.4.
Дополнительная литература
- Адорно Т. Типы и синдромы // Социс. 1993. №3.
- Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор культуры // ОНС. 2003. № 1.
- Дудченко О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности // Социально-политический журнал. 1995. № 6.
- Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политические науки. 1992. № 4-5.
- Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus // ОНС. 2000. № 6.
- Левченко И.Е. Феномен социальной смерти // Социс. 2001. № 6.
-Петухов В.В. Бюрократия и власть // Социс. 2006. №3.
- Прусак А.И. Достоинство личности в социологическом дискурсе // Социс. 2001. № 6.
- Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социс. 1993. № 3.
- Седова Н.Н. Эффективность бюрократии в оценках россиян // Социс. 2006. №3.
- Сикорский Б.Ф. Фромм о роли социального характера // Социально-политический журнал. 1994. № 7-8.
- Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. Гл. 4,5.
- Смирнов В.С. Социальная перспектива – человеческое измерение // Социс. 2001. № 6.
- Тихонова Н.Е. Бюрократия: часть общества или его контрагент? // Социс. 2006. №3.
- Харчева В.Г. Основы социологии. М., 1997. Гл. 5.1, 5.4.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.-М., 1997.
Семинар 7. Социальный контроль и девиация – 2 часа
Социально-культурная обусловленность поведения личности. Типы социального поведения.
Социальная активность личности, механизмы ее формирования. Инновационное поведение.
Аномия и девиация. Причины и виды социальных отклонений.
Социальный контроль. Структура, функции и механизмы социального контроля. Саморегуляция личности.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл. 28, 29, 31.
- Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч. II. Гл. 5.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004. Гл. 28.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч.пос. для вузов. М.,2001. Гл.7, §1-4.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М., 2002. Гл.6.
Дополнительная литература
- Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социс. 2002. № 8.
- Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социс. 2002. № 5.
- Васильев В.С. Причины социальной детерминации преступности в российском обществе // ВМУ. Сер. Социология и политология. 2003. № 3.
- Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // Социс. 2008. № 2.
- Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
- Кнухова Ж. Аномия и корпоративная девиантность // ВМУ. Сер. Социология и политология. 1996. № 2.
- Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология. М., 1972.
- Краснов В.Н. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма // ОНС. 2003. № 3.
- Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. № 3.
- Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. №4.
- Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 2-4.
- Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социс. 2003. № 12.
- Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социс. 2008.№.2
- Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная актив-ность // Социс. 2004. № 8.
- Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. Гл. 7.
- Тощенко К.Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социс. 2004. № 12.
- Федоряк Л.М. Роль активности в становлении нового качества жизни человека // Социально-гуманитарное знание. 2004. № 6.
-Ханипов Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики// Социс. 2007. № 12.
- Шилова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социс. 1994. №11.
- Шипунова Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение // Социс. 2006. №1.
Семинар 8. Социальные изменения – 2 часа
Понятие и основные парадигмы социальных изменений. Социальные революции и реформы.
Социальные изменения и социальное развитие. Критерии социального развития. Концепция социального прогресса.
Современное общество и критерии его определения. Концепции модернизации.
Глобализация социальных процессов: противоречия и основные сценарии.
Современное российское общество и проблемы его развития. Место России в мировом сообществе.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002. Гл. 24.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004. Разд. VI.
- Гидденс Э. Социология. М.,1999. Ч. V. Гл.16,19, 20.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002.Гл.15.
Дополнительная литература
- Алаев Л.Б. Размышления о прогрессе. Назаретян versus Коротаев // ОНС. 1999. № 4.
- Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // Социс. 2002. № 9.
- Беляев Э.В. Трансформация: у каждой страны уникальный путь // Социс. 2002. № 10.
- Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический монито-ринг: разработка сценариев: (О социальном прогнозировании) // Социс. 1993. №11.
- Бородин Е.Т. Кризис глобализации // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4.
- Воронцов А.В., Громов И.А. Теория капитализма Макса Вебера и ее методологическое значение // Социс. 2007. № 1.
- Девятова С.В., Купцов В.И. Россия в современном мире // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6.
- Жвитиашвили А.Ш. Концептуальные истоки идеи глобализации // Социс. 2003. № 6.
- Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социс. 2002. № 3.
- Макаревич Э. Общественные связи и общественный прогресс // Диалог. 1996. № 11.
- Мартэн Д. Социальные измерения трансформации и модернизации: теоретические уроки эмпирических исследований // Социс. 2002. № 8.
- Назаретян А.П. Векторы исторической эволюции // ОНС. 1999. № 2.
- Плискевич Н.М. Российское общество в новых социологических исследованиях // ОНС. 2000. № 2.
- Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. Гл. 20.
- Харчева В.Г. Основы социологии. М., 1997. Гл. 5.10.
- Шишкина Е.А. Историческая роль глобализации в формировании новой цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4.
Семинар 9. Методы социологического исследования – 4 часа
Организация и программа социологического исследования.
Основные теоретические процедуры и исследовательские стратегии.
Основные понятия выборочного метода и способы формирования выборочной совокупности.
Методы сбора социальной информации: массовый опрос (анкетиро-вание и интервьюирование), наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент.
Обработка и анализ социологической информации.
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч.пос. для вузов. Минск, 2002. Гл.34-41.
- Гидденс Э. Социология. М.,1999. Ч. VI. Гл.21.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч. пос. для вузов. М., 2002.
- Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994. Гл. 1. С. 27-35. Приложение “Методы исследования”. С.638-649.
Дополнительная литература
- Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Уч. для вузов. М., 1995.
- Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах // Социс. 2000. № 10.
- Веселкова Н.В. Об этике исследования // Социс. 2000. № 8.
- Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социс. 1999. № 8.
- Жуков В.И. Социология в современной России. / Социс. 2007. №12.
- Кюэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология? // Социс. 2006. №8.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1, 2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.В. Маслова. М., 1990.
- Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе (аналитический обзор зарубежных исследований) // Социс. 1999. № 5.
- Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // Социс. 2000. № 8.
- Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов // Социс. 1999. №11.
- Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.,1983.
- Основы прикладной социологии: Уч. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.
- Рабочая книга социолога / Редколлегия: Г.В. Осипов и др. М., 1983.
- Смелзер Н.Дж. О компаративном анализе, междисциплинарности и интернационализации в социологии // Социс. 2004. № 11.
- Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Уч. пос. для вузов. М., 1998.
- Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная страте-гия. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социс. 2000. № 10.
- Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа // Социс. 2007. № 9.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
- Яушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // Социс. 2007. №8.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
Возникновение социологии. Ее “отцы-основатели”.
Предметная область социологии. Основные парадигмы ее определения.
Основные этапы развития социологической мысли.
Структура социологического знания. Функции социологии.
Формальная школа в социологии (Ф. Тённис, Г. Зиммель).
Социологические идеи М. Вебера.
Социология Э. Дюркгейма.
Американская социология: особенности, основные школы и направления исследований.
Структурно-функциональная школа (Т. Парсонс). Социологические идеи Р. Мертона.
Социологические теории межличностного взаимодействия.
Общество как социокультурная система. Понятия “статус”, “норма”, “роль”.
Культура как регулятор социального взаимодействия.
Социальные институты (структура, функции, разновидности).
Социальные организации (понятие, структура, роль в обществе).
Социальные общности как источник социальных изменений.
Социальные группы. Малые группы и коллективы.
Социальная структура и социальная стратификация.
Социальная мобильность, ее виды и роль.
Статусно-ролевые концепции личности.
Социализация, ее основные этапы и институты.
Социальное взаимодействие и социальные отношения.
Социальная активность личности, механизмы ее формирования.
Девиантное поведение, причины и виды социальных отклонений.
Социальный контроль, его виды и механизмы.
Социальные изменения и социальное развитие. Проблемы социального прогресса и его критериев.
Современное российское общество и проблемы его развития.
Проблема глобализации в современной социологии. Теория модернизации.
Программа социологического исследования.
Выборка в социологическом исследовании.
Методы сбора социальной информации. Анкетирование как разно-видность массового опроса.
__________________________________________________________________
СОЦИОЛОГИЯ:
Учебно-методический комплекс
Составители
Надежда Николаевна Васина
Марина Владимировна Федорова
Илья Иванович Снегарев